понедельник, 2 ноября 2009 г.

Смысл образования...

Цитата сообщения Dark_ElfПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Смысл образования (статья в "Троицком варианте")

Анастасия Казанцева

"Вечер, ужин. Я сегодня стала еще на 370 мл ближе к обретению значка «Почетный донор РФ», чем и хвастаюсь. «Ты очень клевая, - говорит мне муж, - в следующей жизни ты родишься принцем Бутана, за кармические заслуги». Бутан, - бормочу я себе под нос, - метан,

этан, пропан. Знаешь, что ужасно? Меня учили этому два года в школе и потом еще год в университете, я до сих пор помню номенклатуру, и цепную реакцию по превращению метана в CCl4 могу нарисовать со всеми электронными облаками, и агрегатные состояния помню, и слово «крекинг» меня не пугает. Но при этом я ни разу в жизни не видела ни одного углеводорода. Как-то не сложилось. У меня в школе

вообще не было лабораторных работ - не было времени. Шесть часов химии в неделю уходило только на лекции и контрольные. «Ну и зачем все это?» - предвосхищает муж мой пафос. Но я как раз не согласна. Года три назад я бы согласилась, а с тех пор я успела поизучать в университете не только свойства алканов, но и нейрофизиологию. И теперь я знаю, в чем смысл школьного образования.

Большинство дискуссий вокруг школьной программы сводятся к вопросу: «чему учить детей?». Нужно ли им читать «Войну и мир»? Нужно ли знать функции внутренних органов? Нужно ли помнить, кто основал Москву? Я думаю, что ответ на все эти вопросы - «не обязательно». В конце концов мы живем в XXI веке, и у нас есть поисковые системы. Но я уверена, что главный вопрос должен формулироваться иначе: «Много ли должны учиться школьники?», и ответ может быть только один: «Много». Совершенно неважно, чему именно учить человека в детстве. Он может читать «Происхождение видов.» или «Ветхий завет», писать крючки в прописи или плести бисерные украшения, решать задачи по геометрии или мастерить мебель. Важно, чтобы он делал хоть что-нибудь, чтобы задачи, с которыми он сталкивается, были многочисленны и разнообразны, чтобы решать их было трудно, но делать это приходилось бы ежедневно. Это нужно не ради бисерных украшений и не ради геометрии. Это нужно только для того, чтобы у человека формировался

головной мозг. Каждая нервная клетка все время должна есть и дышать. Кормить мозг - дорогое удовольствие для организма, и он вынужден руководствоваться принципом «кто не работает, тот не ест». Если нейрону не нужны связи с соседями, они разрушаются. Если нейрону не хватает работы - он умирает. Хорошая новость в том, что развитие мозга действительно зависит от внешних стимулов.

Новые нейроны почти нигде не возникают, но существующие вполне способны выращивать новые связи, если это нужно. Когда вы ходите по лабиринту - у вас формируются новые связи в теменной коре, когда слушаете музыку - в слуховой. Исследования последних лет с

привлечением магнитно-резонансной томографии (человека же не вскроешь после обучения) подтверждают, что это работает, даже если вы не крыса. Но чем старше человек - тем медленнее и неохотнее формируются связи (и тем больше нейронов уже успело умереть, пока он смотрел «Дом-2»). Именно поэтому надо не упустить свой шанс в детстве - выучить как можно больше про алканы, чтобы эта информация спасла нейроны от смерти. Неизвестно, пригодится ли человеку знание химических свойств алканов, но нейроны ему пригодятся совершенно точно. Даже чтение этой статьи уберегло от скорой смерти несколько нейронов в вашем мозге. Вы сможете использовать их на что-то полезное.

Поэтому я работаю не зря."

Комментариев нет:

Отправить комментарий