понедельник, 14 сентября 2009 г.
Ты ведь слушаешь музыку дождя.
Возьмем в руки толковый словарь русского языка Владимира Даля и посмотрим слово "элегия".
У Даля это звучит так: жалобное, грустное, унылое стихотворение. Особенно не устраивает меня,
в этой словарной статье, слово "жалобное". Несмотря на дословный перевод, несмотря на все мое уважение к Владимиру Ивановичу Далю, не могу согласиться с этим. Мне кажется, у этого слова смысл гораздо шире. Это грусть, окрашенная в печальные тона, это воспоминания, даже ностальгия в некоторой степени, но необыкновенно мягкая и проникновенная ностальгия, пропитанная лиризмом. Это философское, задумчивое состояние, о жизни, о любви, о власти времени.. Элегия - это состояние душевного покоя, которое может быть выражено не только стихотворно...
В воздухе закружились, пока еще редкие, желтые листья. Ветер оторвал
легкую паутинку и понес ее, играя, незнамо куда, не желая расставаться
с причудливой игрушкой. И поплыла паутинка в след за ветром. Паутинка
бабьего лета... К изумлению, а, может, просто к удивлению, мы обнаруживаем
вдруг, что наступила осень. Еще нет листопада, еще не идут затяжные
дожди, еще частый гость на небе солнце, а не хмурые тучи, но уже
чувствуется, во всем чувствуется осень, ее легкое дыхание, ее красок
очарование, а вместе с красками, особенный осенний свет, тишина,
таинственный туман по утрам и свежий запах дождя...
Все это вызывает какую-то вдумчивую, осеннюю грусть, словно время
не надолго остановилось, чтобы дать нам возможность в этом небольшом
безвременьи разобраться в себе, в своих мыслях, своих чувствах,
а еще подумать о нем же, о времени, о том, что оно уходит куда-то,
и с каждым годом его течение становится все быстротечней. Осенняя пуза -
это такой волшебный подарок нам от осени. Надо обязательно побыть в
одиночестве, не надолго оградить себя от мира, это поможет навести в
душе равновесие. Хотя одиночество, понятие весьма условное. Если на
улице дождь, а ты идешь оградившись от этого мира только зонтом - это
разве одиночество? Ты ведь слушаешь музыку дождя. Если на улице
ветер, и ветер шепчет тебе слова, которые вторят твоим мыслям - разве
это одиночество?.. Нет, это не одиночество.
Это и есть состояние душевного покоя.
Сентябрьская элегия...
ОСЕННИЙ БЛЮЗ
Осень царственно всходит на сцену
В хитоне из охры,
Вечер. Ветер
Исполняет извечный свой блюз.
Кружит лист одинокий,
От дождя ли, от слез он весь мокрый.
Влажно. Пахнет дождем,
И витает небесная грусть.
Осень в образе,
Ей ли искать вдохновенья!
Листьев яркий ковер
Брошен щедро к прелестным ногам,
Мы танцуем вдвоем,
В унисон с этим дивным круженьем,
В небе осени,
В блюзе волшебно-чарующих гамм.
Где-то там далеко,
В закулисном немом поднебесье,
Зародилось желание.
Зреет, стремится наружу!
Что им правит - любовь ли.
А если коварные бесы
На алтарь, словно жертву,
Бросают хрустальную душу?
Вот дождинки стучат,
Перезвон бриллиантов чудесный,
Прикасаясь, рождают
Незнакомую, странную дрожь.
Оголенной душе неуютно,
В оболочке телесной ей тесно,
Вырывается! ... И с разбега - в объятья,
Что дарит заждавшийся дождь.
Все смелей, все желанней,
Все более страстно
Он целует ее,
В диком танце под небом кружа!
Даже осень задумалась,
Что зашла далеко. лицедейство опасно.
Только в музыке блюза
Все выше взлетает душа!
На вершине, на пике небесного танца
Ливень оземь обрушился!
.Вдруг иссяк. и исчез.
Только струи неспешно текут.
Запах пряной листвы
Заполняет всё пьяным удушьем,
Звуки блюза чаруют,
В осеннюю сказку влекут.
(из старой тетради)
Приветик всем) Вот только с музыкалки пришла)А кстати,в музыкалке бывает ...
Приветик всем) Вот только с музыкалки пришла)А кстати,в музыкалке бывает довольно весело. Сегодня например=)+2 пятерочки
С Олегом связь наладила(он мне летом был симпатичен,да и сейчас часто вспоминаю).
Спросил,когда приеду,сказал,что соскучился)
я рассказала,что он мне нравился летом. На что последовал вопрос:«А сейчас?».
Знаю, тоже ему небезразлична. Такая легкая взаимная симпатия. Мило. Его сообщения вызывают улыбку)
Входной диктант по русскому - как обычно 5/5.
А вот входная по алгебре - тройбан!(
арсеньева у меня списывала,и одно задание я сделала неправильно ну и она списала тоже,а перед этим это задание у нее правильным было. и седня заявила:если б не соня, я бы правильно написала,а я ее послушала и у меня 2.
Блин, вот я этого понять не могу. Ну раз ты такая умная,зачем списываешь? Чтоб потом было на кого свалить? Ну выслушала она от меня мало не показалось)ну все равно осадок остался.
Party в Зеленограде=)
Из караокеров мне даже никто не приглянулся.Вот я петь не умею,но признаться честно,пою лучше,чем все,кого я вчера слышала(это не лесть самой себе!а правда жизни).То есть как бы понятно,на сколько "хорошо" поют выступающие зеленоградовские анимешники.Короче,если вы не обладаете слухом,голосом,ритмом,но хотите петь,то смело идите в караокеры и выступайте в Зеленограде!Там вас полюбят=)
КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ. 1(окончание). Бахчисарай. Ханский дворец.
экскурсией по Ханскому дворцу.
Опять толпы туристов, наступающие друг-другу буквально
на пятки. И это несколько смазывает впечатление, но...
посмотреть там, конечно, есть на что.
Хотя, само слово "дворец" меня, привыкшую к архитектурным
и историческим памятникам такого рода в европейской традиции,
заставило ожидать несколько другого...
А здесь совсем ИНОЕ...совсем необычное...никакой помпезности
и блеска..такая лаконичность и даже простота..и какое-то единение
с природой.. Не зря "Бахчисарай" переводится с крымскотатарского
языка как "дворец-сад"...
Дворец расположен на левом равнинном берегу реки Чурук-Су.
А собственно городские постройки словно прилепились к горным
склонам правого берега.
Увеличить
Увеличить
Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами.
Все постройки легкие, украшены росписями, витражные окна , окна,
забранные ажурными решетками. Каждая как бы сама по себе, но
так органично вплетается в окружающий ландшафт. И все вместе
словно бусинки одного ожерелья.
Дворец так и называют "ниткой морского жемчуга". Все постройки,
внутренние дворы и сады как бы "нанизаны" на нить, уложенную вокруг
Дворцовой площади. На эту площадь выходят окна и порталы зданий,
калитки обнесенных стенами двориков. Т.е. фактически она является
композиционным центром ханской резиденции.
Такой способ застройки объясняется основополагающим принципом
не только крымскотатарской архитектуры, но и всей культуры
Ближнего Востока в целом - в ней созерцание явлений и предметов
идет от частного к общему, а не наоборот.
.
"Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гиреев - правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1530-х до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.
В своем первозданном виде дворец не сохранился. Он был сожжен после взятия Бахчисарая войсками генерал-фельдмаршала Миниха в 1736 г. После этого дворец возродился даже в более роскошном виде, чем был до пожара. Но после присоединения Крыма к России начались многочисленные ремонты и переделки дворца, которые, как правило, были приурочены к очередному приезду российского самодержца. Неповторимый восточный колорит безвозвратно терялся. Благодаря научно обоснованной, настоящей реставрации в 60-е годы прошлого столетия сегодня облик дворца ближе к первоначальному, чем даже 100 лет назад."
.
Вот ссылочка на план дворца
Итак, пройдя через Северные ворота, мы попадаем на Дворцовую
площадь. С левой стороны ворот помещения дворцовой охраны
С правой, кажется, кухонные ...
За помещениями охраны видим стремящиеся в небо минареты
Большой ханской мечети.
Построенная в 1532 г. Сахибом I Гераем, мечеть является первым
зданием Ханского Дворца. Это массивное здание с красной
черепичной крышей и двумя стройными 28-метровыми минаретами.
Внутри каждого минарета устроена винтовая лестница из каменных ступеней. По ней на балкончик минарета перед началом службы поднимается муэдзин. Он громко и мелодично поет краткую молитву - эзан, призывающую верующих собраться в мечети на службу. Мечеть и сейчас является действующей.
А вот вид на Северные ворота со стороны Дворцовой площади
Далее к югу от Большой Ханской мечети, в тенистом саду, расположено
Ханское кладбище (мезарлык). Здесь покоится прах девяти крымских
ханов, сорока пяти членов ханского рода (мужчин и женщин),
а также ряда представителей высшей придворной знати.
На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе - северное
("дюрбе Девлета I Герая" 16 века с шестью захоронениями) и южное
("дюрбе Исляма III Герая" 17 века с девятью)
Дальше находятся конюшни, которые совсем на них не похожи,
никогда бы не сказала...
и другие хозяйственные постройки....
Увеличить
Увеличить
Увеличить
По правую сторону от Северных ворот располагаются ханские покои,
гарем и пр.
Начинаем по порядку...Пройдя под арку, попадаем в посольский дворик,
где прогуливались иностранные посланники, ожидая аудиенции .
Там мы видим Портал Демир-Капы (по-крымскотатарски "железная дверь")
Портал служил парадным входом во дворец..
Портал Демир-Капы выстроен в стиле итальянского Ренессанса
венецианским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна.
Помимо орнаментов, характерных для Ренессанса (изображений
листьев, цветов, монет, нитей жемчуга и др.) портал несет две
надписи на арабском языке.
Тексты надписей таковы:
"Владелец этого дворца и правитель этой области, государь
величайший, благороднейший, Менгли Герай хан, сын Хаджи
Герая хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах".
и
"Этот величественный порог и эта возвышенная дверь построены
по приказу государя двух материков и хакана двух морей,
государя, сына государя, Менгли Герая хана, сына государя
Хаджи Герая хана. 909 (1503)".
В центре верхней надписи помещена тамга - символ династии
Гераев (этот знак изображался в Крыму на государственных
печатях и на монетах).
А мы проходим в Зал Дивана, который был центром политической
жизни Крымского государства.
Здесь решались различные вопросы внутренней и внешней политики,
принимались законы, рассматривались важнейшие судебные дела,
давались аудиенции иностранным послам, торжественно восходили
на престол крымские ханы. Здесь же прибывшие из Стамбула
чиновники зачитывали султанские указы о смещении прежнего
хана и назначении нового.
Стены зала украшены орнаментами, витражные окна не
повторяют свой рисунок, диваны и подушки расшиты золотом..
Вот такой витраж в ближайшем рассмотрении. И все они абсолютно разные...
А вот решетчатый балкон на северной стене над входом,
по одной из версий, здесь размещались гости, приглашенные
на заседания.
По другой - этим балконом пользовался сам хан, когда хотел послушать разговоры своих приближенных в его отсутствие. Точно такой же балкон был ранее и на противоположной, южной стене зала.
Дальше проходим в Летнюю беседку. В центре беседки
расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого
мрамора. Она была прекрасным местом для отдыха, где
ханы со своими приближенными могли вести беседы,
устраивать легкие трапезы, слушать музыку.
В XIX в., в промежутках между колоннами Летней беседки
появились дощатые стенки и витражи.
Также был достроен второй этаж, в котором находится Золотой кабинет.
Вид на Золотой кабинет снаружи
А теперь посмотрим на другие фонтаны дворца...
Фонтанный дворик..
Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится
возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для
обряда омовения..
.
Намереваясь приступить к молитве, крымские ханы и их
приближенные вначале подходили к фонтану, совершали
омовение и лишь после этого направлялись в Малую мечеть
Фонтан высечен из белого мрамора и украшен позолоченным
резным орнаментом из цветов, листьев, фруктов, виноградных лоз.
Он символизирует вечные сады рая, а крупная розетка в центре
- идею вечной жизни. На фонтане две арабские надписи.
Верхняя сообщает, что сооружение выстроено в 1733 г. при хане
Каплане I Герае.
Нижняя - цитата из Корана:
"И напоил их Господь напитком чистым" (76:21).
И конечно, "Фонтан слез"...Бахчисарайский фонтан,
прославленный А. С. Пушкиным , созданный иранским зодчим
Умером, в память умершей жены Крым-Гирея. Фонтан создан в 1764 году.
В начале сентября 1820 г. Пушкин побывал в Бахчисарае.
В письме своему другу Дельвигу он писал:
"Вошел во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной
железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с
большой досадою на небрежение, в котором он истлевает,
и на полу-европейские переделки некоторых комнат".
Пройдя внутренними двориками, Пушкин увидел развалины гарема.
Дикие розы плащом покрывали камни стены. Поэт сорвал две и
положил их к подножию почти иссякшего фонтана, которому
посвятил потом стихи:
"Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы,
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль..."
Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана:
мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы.
Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша).
Время лечит скорбь и она утихает (пара меньших чаш).
Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша).
Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются
просветлениями и наоборот - пока человек не закончит
земной путь и не приблизится к порогу вечности .
(символом вечности считается спираль у подножия фонтана)
Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя - это стихотворение
поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая:
"Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось:
Милость великого Крыма Герая славно устроила.
Неусыпными стараниями он напоил водой окрестности,
И если будет на то воля Божья, сделает еще много добрых дел.
Он тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан.
Если кто хочет [проверить], пусть придет [и посмотрит]:
Мы сами видели Дамаск и Багдад [и не встретили там ничего похожего]!
Подобно жаждущему, Шейхий читает (пьет) хронограмму из уст сего фонтана:
Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!"
Нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана:
"[В раю праведные будут пить воду] из источника, называемого Сельсебиль"
Покидаем Фонтанный дворик и проходим к гаремному корпусу...
Перед входом видим небольшой дворик, называется Персидским
и над ним - Соколиную башню...Выше нее - лишь шпили минаретов
Большой Ханской мечети. Название башни связывают с тем, что в
этом помещении в ханские времена содержали ханских ловчих птиц.
Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решетками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.
Итак, гарем...Здесь проживало женское население
Ханского Дворца: матери, незамужние сестры и дочери ханов,
ханские жены, а также женская прислуга.
Ханский гарем не был большим: не все крымские правители
осуществляли свое право иметь четырех супруг,
а свидетельства о наличии у них одалисок и вовсе единичны.
Помимо женщин, в ханском гареме до возраста 7 лет
проживали и будущие повелители Крымской страны - ханские сыновья.
Вот такой резной деревянный портал украшает вход в гарем
Ранее гарем представлял собой четыре строения. Сохранилась
только одно и представляет собой невысокую постройку
с обширной террасой и тремя комнатами ( "Буфетная", "Жилая"
и "Гостиная"). В помещениях Гаремного корпуса воссозданы
интерьеры богатого крымскотатарского жилища XVIII-XIX вв.,
по которым можно примерно судить и о внутреннем облике
помещений ханского гарема.
Следующие два снимка это буфетная..
А на этих - гостиная комната:
Вид снаружи и прилегающий к гарему дворик
Переходим к "мужской" части жилых помещений....
Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса.
Также на втором этаже расположены Посольский зал,
Кофейная комната и Золотой кабинет.
Комнаты имеют резные потолки, интересные светильники
и витражи на окнах, камины...где-то шкаф, где-то диванчик...
Вот собственно эти детали интерьера и привлекали внимание....
еще двери, ни одна роспись не повторяет другую,
пейзажные вставки сверху...
Поскольку впечатлений слишком много и все охватить
сразу невозможно....Привлекает какая-то одна деталь...
потом просматриваешь снимки, и понимаешь, сколько всего
осталось за кадром...обидно...
В общем, смотрим отдельные фрагменты жилых покоев ханов...
Вот, например, небольшая коллекция потолков и светильников:
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
И дверей...посмотрите, пейзажные вставки в верхней части
все разные...
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
А теперь камин и симпатичный шкафчик))
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
И вид снаружи...Все стены покрыты самой разнообразной росписью
...и нет двух в точности одинаковых узоров или орнаментов
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Выходим из дворца на улочки Бахчисарая...улочки узенькие,
извилистые..что называется "чтобы разошлись два ослика"...
Домики, крытые черепицей, какая-то особая атмосфера и
если бы не вывески магазинов, да спутниковые тарелки...
было бы полное ощущение погружения в эпоху...
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Использованы материалы:
Бахчисарай - Ханский Дворец. Музейный веб-сайт
ВИКИПЕДИЯ