понедельник, 14 сентября 2009 г.

КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ. 1(окончание). Бахчисарай. Ханский дворец.

И заканчиваем мы наше путешествие в Бахчисарае

экскурсией по Ханскому дворцу.

Опять толпы туристов, наступающие друг-другу буквально

на пятки. И это несколько смазывает впечатление, но...

посмотреть там, конечно, есть на что.

Хотя, само слово "дворец" меня, привыкшую к архитектурным

и историческим памятникам такого рода в европейской традиции,

заставило ожидать несколько другого...

А здесь совсем ИНОЕ...совсем необычное...никакой помпезности

и блеска..такая лаконичность и даже простота..и какое-то единение

с природой.. Не зря "Бахчисарай" переводится с крымскотатарского

языка как "дворец-сад"...

Дворец расположен на левом равнинном берегу реки Чурук-Су.

А собственно городские постройки словно прилепились к горным

склонам правого берега.





Увеличить





Увеличить



Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами.

Все постройки легкие, украшены росписями, витражные окна , окна,

забранные ажурными решетками. Каждая как бы сама по себе, но

так органично вплетается в окружающий ландшафт. И все вместе

словно бусинки одного ожерелья.

Дворец так и называют "ниткой морского жемчуга". Все постройки,

внутренние дворы и сады как бы "нанизаны" на нить, уложенную вокруг

Дворцовой площади. На эту площадь выходят окна и порталы зданий,

калитки обнесенных стенами двориков. Т.е. фактически она является

композиционным центром ханской резиденции.

Такой способ застройки объясняется основополагающим принципом

не только крымскотатарской архитектуры, но и всей культуры

Ближнего Востока в целом - в ней созерцание явлений и предметов

идет от частного к общему, а не наоборот.

.

"Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гиреев - правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1530-х до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

В своем первозданном виде дворец не сохранился. Он был сожжен после взятия Бахчисарая войсками генерал-фельдмаршала Миниха в 1736 г. После этого дворец возродился даже в более роскошном виде, чем был до пожара. Но после присоединения Крыма к России начались многочисленные ремонты и переделки дворца, которые, как правило, были приурочены к очередному приезду российского самодержца. Неповторимый восточный колорит безвозвратно терялся. Благодаря научно обоснованной, настоящей реставрации в 60-е годы прошлого столетия сегодня облик дворца ближе к первоначальному, чем даже 100 лет назад."

.

Вот ссылочка на план дворца

Итак, пройдя через Северные ворота, мы попадаем на Дворцовую

площадь. С левой стороны ворот помещения дворцовой охраны

С правой, кажется, кухонные ...

За помещениями охраны видим стремящиеся в небо минареты

Большой ханской мечети.

Построенная в 1532 г. Сахибом I Гераем, мечеть является первым

зданием Ханского Дворца. Это массивное здание с красной

черепичной крышей и двумя стройными 28-метровыми минаретами.



Внутри каждого минарета устроена винтовая лестница из каменных ступеней. По ней на балкончик минарета перед началом службы поднимается муэдзин. Он громко и мелодично поет краткую молитву - эзан, призывающую верующих собраться в мечети на службу. Мечеть и сейчас является действующей.

А вот вид на Северные ворота со стороны Дворцовой площади

Далее к югу от Большой Ханской мечети, в тенистом саду, расположено

Ханское кладбище (мезарлык). Здесь покоится прах девяти крымских

ханов, сорока пяти членов ханского рода (мужчин и женщин),

а также ряда представителей высшей придворной знати.

На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе - северное

("дюрбе Девлета I Герая" 16 века с шестью захоронениями) и южное

("дюрбе Исляма III Герая" 17 века с девятью)

Дальше находятся конюшни, которые совсем на них не похожи,

никогда бы не сказала...

и другие хозяйственные постройки....





Увеличить





Увеличить





Увеличить



По правую сторону от Северных ворот располагаются ханские покои,

гарем и пр.

Начинаем по порядку...Пройдя под арку, попадаем в посольский дворик,

где прогуливались иностранные посланники, ожидая аудиенции .

Там мы видим Портал Демир-Капы (по-крымскотатарски "железная дверь")

Портал служил парадным входом во дворец..



Портал Демир-Капы выстроен в стиле итальянского Ренессанса

венецианским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна.

Помимо орнаментов, характерных для Ренессанса (изображений

листьев, цветов, монет, нитей жемчуга и др.) портал несет две

надписи на арабском языке.

Тексты надписей таковы:

"Владелец этого дворца и правитель этой области, государь

величайший, благороднейший, Менгли Герай хан, сын Хаджи

Герая хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах".

и

"Этот величественный порог и эта возвышенная дверь построены

по приказу государя двух материков и хакана двух морей,

государя, сына государя, Менгли Герая хана, сына государя

Хаджи Герая хана. 909 (1503)".

В центре верхней надписи помещена тамга - символ династии

Гераев (этот знак изображался в Крыму на государственных

печатях и на монетах).

А мы проходим в Зал Дивана, который был центром политической

жизни Крымского государства.

Здесь решались различные вопросы внутренней и внешней политики,

принимались законы, рассматривались важнейшие судебные дела,

давались аудиенции иностранным послам, торжественно восходили

на престол крымские ханы. Здесь же прибывшие из Стамбула

чиновники зачитывали султанские указы о смещении прежнего

хана и назначении нового.

Стены зала украшены орнаментами, витражные окна не

повторяют свой рисунок, диваны и подушки расшиты золотом..

Вот такой витраж в ближайшем рассмотрении. И все они абсолютно разные...



А вот решетчатый балкон на северной стене над входом,

по одной из версий, здесь размещались гости, приглашенные

на заседания.



По другой - этим балконом пользовался сам хан, когда хотел послушать разговоры своих приближенных в его отсутствие. Точно такой же балкон был ранее и на противоположной, южной стене зала.

Дальше проходим в Летнюю беседку. В центре беседки

расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого

мрамора. Она была прекрасным местом для отдыха, где

ханы со своими приближенными могли вести беседы,

устраивать легкие трапезы, слушать музыку.

В XIX в., в промежутках между колоннами Летней беседки

появились дощатые стенки и витражи.



Также был достроен второй этаж, в котором находится Золотой кабинет.

Вид на Золотой кабинет снаружи

А теперь посмотрим на другие фонтаны дворца...

Фонтанный дворик..

Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится

возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для

обряда омовения..

.



Намереваясь приступить к молитве, крымские ханы и их

приближенные вначале подходили к фонтану, совершали

омовение и лишь после этого направлялись в Малую мечеть

Фонтан высечен из белого мрамора и украшен позолоченным

резным орнаментом из цветов, листьев, фруктов, виноградных лоз.

Он символизирует вечные сады рая, а крупная розетка в центре

- идею вечной жизни. На фонтане две арабские надписи.

Верхняя сообщает, что сооружение выстроено в 1733 г. при хане

Каплане I Герае.

Нижняя - цитата из Корана:

"И напоил их Господь напитком чистым" (76:21).

И конечно, "Фонтан слез"...Бахчисарайский фонтан,

прославленный А. С. Пушкиным , созданный иранским зодчим

Умером, в память умершей жены Крым-Гирея. Фонтан создан в 1764 году.

В начале сентября 1820 г. Пушкин побывал в Бахчисарае.

В письме своему другу Дельвигу он писал:

"Вошел во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной

железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с

большой досадою на небрежение, в котором он истлевает,

и на полу-европейские переделки некоторых комнат".

Пройдя внутренними двориками, Пушкин увидел развалины гарема.

Дикие розы плащом покрывали камни стены. Поэт сорвал две и

положил их к подножию почти иссякшего фонтана, которому

посвятил потом стихи:

"Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы,

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль..."



Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана:

мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы.

Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша).

Время лечит скорбь и она утихает (пара меньших чаш).

Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша).

Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются

просветлениями и наоборот - пока человек не закончит

земной путь и не приблизится к порогу вечности .

(символом вечности считается спираль у подножия фонтана)

Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя - это стихотворение

поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая:

"Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось:

Милость великого Крыма Герая славно устроила.

Неусыпными стараниями он напоил водой окрестности,

И если будет на то воля Божья, сделает еще много добрых дел.

Он тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан.

Если кто хочет [проверить], пусть придет [и посмотрит]:

Мы сами видели Дамаск и Багдад [и не встретили там ничего похожего]!

Подобно жаждущему, Шейхий читает (пьет) хронограмму из уст сего фонтана:

Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!"

Нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана:

"[В раю праведные будут пить воду] из источника, называемого Сельсебиль"

Покидаем Фонтанный дворик и проходим к гаремному корпусу...

Перед входом видим небольшой дворик, называется Персидским

и над ним - Соколиную башню...Выше нее - лишь шпили минаретов

Большой Ханской мечети. Название башни связывают с тем, что в

этом помещении в ханские времена содержали ханских ловчих птиц.



Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решетками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.

Итак, гарем...Здесь проживало женское население

Ханского Дворца: матери, незамужние сестры и дочери ханов,

ханские жены, а также женская прислуга.

Ханский гарем не был большим: не все крымские правители

осуществляли свое право иметь четырех супруг,

а свидетельства о наличии у них одалисок и вовсе единичны.

Помимо женщин, в ханском гареме до возраста 7 лет

проживали и будущие повелители Крымской страны - ханские сыновья.

Вот такой резной деревянный портал украшает вход в гарем



Ранее гарем представлял собой четыре строения. Сохранилась

только одно и представляет собой невысокую постройку

с обширной террасой и тремя комнатами ( "Буфетная", "Жилая"

и "Гостиная"). В помещениях Гаремного корпуса воссозданы

интерьеры богатого крымскотатарского жилища XVIII-XIX вв.,

по которым можно примерно судить и о внутреннем облике

помещений ханского гарема.

Следующие два снимка это буфетная..

А на этих - гостиная комната:



Вид снаружи и прилегающий к гарему дворик

Переходим к "мужской" части жилых помещений....

Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса.

Также на втором этаже расположены Посольский зал,

Кофейная комната и Золотой кабинет.

Комнаты имеют резные потолки, интересные светильники

и витражи на окнах, камины...где-то шкаф, где-то диванчик...

Вот собственно эти детали интерьера и привлекали внимание....

еще двери, ни одна роспись не повторяет другую,

пейзажные вставки сверху...

Поскольку впечатлений слишком много и все охватить

сразу невозможно....Привлекает какая-то одна деталь...

потом просматриваешь снимки, и понимаешь, сколько всего

осталось за кадром...обидно...

В общем, смотрим отдельные фрагменты жилых покоев ханов...

Вот, например, небольшая коллекция потолков и светильников:





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить



И дверей...посмотрите, пейзажные вставки в верхней части

все разные...





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить



А теперь камин и симпатичный шкафчик))





Увеличить





Увеличить





Увеличить







Увеличить





Увеличить



И вид снаружи...Все стены покрыты самой разнообразной росписью

...и нет двух в точности одинаковых узоров или орнаментов





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить





Увеличить



Выходим из дворца на улочки Бахчисарая...улочки узенькие,

извилистые..что называется "чтобы разошлись два ослика"...

Домики, крытые черепицей, какая-то особая атмосфера и

если бы не вывески магазинов, да спутниковые тарелки...

было бы полное ощущение погружения в эпоху...





Увеличить





Увеличить





Увеличить



Использованы материалы:

Бахчисарай - Ханский Дворец. Музейный веб-сайт

ВИКИПЕДИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий