пятница, 8 января 2010 г.

Новогодняя Европа V, или Вести с полей

День 8 Аахен - Кельн

Продолжили мы свое путешествие уже на немецкой земле. в Аахен мы приехали еще засветло - в 15 часов, и сразу же рванули к собору, где короновали императоров Римской империи, и одной из богатейших сокровищниц Европы. Билеты мы взяли и в сокровищницу, и в собор, причем в собор нам быстренько вручили билеты на экскурсию с гидом. В ожидании экскурсии - они проходят каждый час, наша начиналась в 16 часов, мы осмотрели сокровищницу с помощью небольшого путеводителя на английском, также выданного в кассе. Сокровищница занимает три этажа и имеет отдельный вход. Здесь можно увидеть реликвии эпохи становления христианства - византийский крест, украшенный римскими камелиями, гробницу Карла Великого, украшенную сценами с римскими богами (позднее пуритане-христиане аккуратно убрали с гробницы мужские прелести, не тронув, однако, прелестей женских), золотой бюст-реликварий Карла Великого с его же черепом внутри и множество других потрясающих экспонатов. 40 минут на знакомство с сокровищницей нам хватило едва-едва, но пора было отправляться на экскурсию.

Экскурсия с гидом хороша была только тем, что нас проводили в "заповедные" места, куда без гида не попасть. Гид, естественно, вещала на немецком, что вынудило меня попросить в кассе аудиогид или текст для ознакомления с историей собора (я не настолько хорошо владею немецким, чтобы воспринимать на слух часовую экскурсию). Кассир с удовольствием выдал мне текст, и даже два, но уже вернувшись в собор я обнаружила, что он перепутал русский с болгарским. Не сказать, чтобы мы хорошо владели болгарским, так что эти пояснения вызывали скорее смех, чем ясность... Гораздо больше нам помог английский путеводитель, который я взяла при возвращении в собор.

Только на знакомство с собором и сокровищницей у нас ушло 2 часа, при этом мы практически не гуляли по центру. С другой стороны, мы увидели все, что хотели, а в Кельн хотелось приехать пораньше - Кельнский собор не уступает Аахенскому.

Поэтому в 17 часов мы двинулись в путь, и уже через 2.5 часа прибыли в отель Park Inn Cologne. Стоимость номера в этом отеле была примерно такой же, как в первоначально заказанном мной амстердамском номере (из которого мы позорно бежали через 10 часов). Однако, номера, да и отели в целом, даже рядом не стояли - 4-звездочный кельнский Park Inn удовлетворяет требовательным запросам деловых людей, так что мы остались более чем довольны. Удобный и уютный номер, хорошая ванная с ванной и феном - что еще для жизни надо? Крайне порадовал портье, который не только подробно объяснил, как добраться до центра, где остановки транспорта, но и выдал нам карту, указав на ней наш отель. Правда, интернет в отеле стоит достаточно прилично (около 10 евро), равно как и завтрак, так что ни тем, ни другим мы не воспользовались. Зато с удовольствием поставили машину на гостиничный паркинг (12 евро за ночь).

Вечер только начинался, и мы отправились гулять. купив билет на одну поездку (1.8 евро) мы на трамвае доехали до Heumarkt, откуда рукой подать до собора. Даже в темноте гигантский собор производил потрясающее впечатление, днем же его было видно практически из любой точки Кельна. Как практически любое гигантское здание, построен он был с целью доказать свое превосходство. Правда, случилось небольшое затрудненьице - хотя план собора был разработан в XI веке, и тогда же заложен фундамент, деньги кончались, не успев начаться. Так что до более-менее приближенных к плану очертаний собор дорос только в XIX столетии. Зато, достроившись, стал самым высоким зданием в Европе - лишь через несколько десятилетий Эйфелева башня затмила его своей металлической мощью.

Рядом с собором находится небольшое (по сравнению с этим великолепием) двухэтажное здание музея романско-германской истории. Как и многое в Кельне, музей родился из смешения великого и банального: во время Второй мировой войны, при рытье бомбоубежища кельнцы наткнулись на великолепную римскую мозаику. Чтобы сохранить мозаику, после войны над ней возвели здание музея, куда собрали экспонаты аналогичного периода. В музее стеклянные стены, так что даже обойдя его вокруг, можно увидеть много интересного. Правда, в конце римской булыжной мостовой вы можете наткнуться на бомжей, или полюбоваться современными граффити на античных колоннах, выставленных на улице.

Недалеко от собора находится ратуша, украшенная скульптурами видных деятелей. На площади перед ратушей, как гласит путеводитель, выложена черта расположенного здесь еврейского гетто - нами она найдена не была, зато прямо перед ратушей расположен колодец, используемый для обрядов.

Пройдясь до набережной, мы вернулись к Heumarkt, где было расположено и несколько ресторанчиков. Зайдя в первый из них, активно посещаемый водителями такси, чья стоянка расположена напротив, мы столкнулись с некоторой проблемой - хотелось насладиться знаменитыми немецкими колбасками, но кухня ресторана была уже закрыта. Видя нашу растерянность, русская официантка любезно подсказала нам заведение, где можно вкусить искомых явств. Это был ресторан Papa Joe's, расположенный в 400 метрах от площади. Кроме действительно вкусных и разнообразных колбасок, сие место поразило нас великолепно подобранным антуражем - здесь были собраны самые разнообразные механические автоматы. Нам предлагалось узнать свое будущее по цвету глаз, купить сигареты в автомате XIX века, посмотреть картинки "только для взрослых", познать силу своего поцелуя, и даже сразиться с настоящими однорукими бандитами. Взглянув на этих бандитов я осознала, откуда есть пошло это название - они действительно однорукие, и рожи у них.. ну, то есть лица защитников Отечества... За небольшую мзду механическая обезьянка предсказывала будущее любопытным клиентам, а два исполненных в полный рост музыканта исполняли заказанные мелодии - список мелодий лежал на каждом столике, и включал даже Sexmachine, чем немало веселил посетителей. Колбаски и пиво, как я уже отмечала, были выше всяких похвал. А когда мы подняли глаза на потолок.. О, там находились настоящие раритеты. Видимо, это понимали многие посетители, так что некоторые рамки зияли пустотой. Потолок был украшен эротическими фотографиями начала XX века.

Основательно подзаправившись у Папы Джонса, мы вернулись на площадь и зашли в ресторанчик, где обитала наша милая советчица. Выпив у нее по кружечке пивка, мы еще раз поблагодарили ее за хороший совет, и на трамвае отправились восвояси.

День 9 Рейнская дорога - Майнц - Мюнхен

Сборы заняли у нас некоторое время, а нам было крайне важно проехать большую часть пути в светлое время. Так что посовещавшись, мы решили, что обязательно посетим Кельн еще раз, и отправились на знаменитую Рейнскую дорогу, которая, как обещал путеводитель, изобиловала старинными замками, прекрасными видами и винными погребками. Не скрою - нам попадалось и первое, и второе, и третье. Правда, за навигатором приходилось бдить особенно усердно - избранный нами путь, идущий вдоль Рейна, не был ни самым быстрым, ни самым коротким, так что маршрут, проложенный "тетей", приходилось проверять особенно тщательно.

Так, навигатор ничтоже сумняшеся согласился переехать Рейн, но по прибытии в место пересечения реки мы обнаружили полное отсутствие мостов и гордый возглас "Возьмите паром". Обалдев от неожиданности, мы подъехали разведать, что есть сей паром. И действительно - всего за 2.7 евро нас вместе с машинкой перевезли на другой берег. Но мы недолго наслаждались видами начала Рейнской дороги - в какой-то момент навигатор решил, что быстрее будет объехать Рейн по горной трассе. Обнаружили мы это не сразу, так что сделали в результате небольшой крюк в 20 км, зато нашли действительно красивые виды и удачную смотровую площадку.

На этом своеволие "тети" было пресечено моей безжалостной рукой, и нам оставалось только наслаждаться видами и замками Рейна. Остановки мы делали достаточно часто - хотелось рассмотреть тот или иной замок, открывшийся пейзаж или необычное строение. В одной из деревушек мы заехали и в Lidl - европейскую сеть недорогих супермаркетов, которая нас выручала уже не в первый раз. Там мы прикупили знаменитых рейнвейнов (рейнских вин), которые так хотелось попробовать. Поскольку мы их уже выпили, скажу, что они оказались весьма приятными на вкус столовыми винами.

Остановившись в другой раз, чтобы прикупить открыток, мы обнаружили себя ровно напротив знаменитой скалы Лорелеи. В магазинчике нашлись и открытки, и - главное! - карта Рейна на русском языке с указанием всех замков. Теперь мы путешествовали по Рейну во всеоружии! Кстати, мимо нас проходили и прогулочные теплоходы (судя по рекламе, отправляющиеся из Кельна, Дюссельдорфа и Майнца).

В один из замков мы решили подняться, но несмотря на уверения, что в замке проводятся экскурсии, наверху было темно и тихо, лишь на замке горела гирлянда. Осознав, насколько крутым будет подъем, мы остановились на первой же площадке, полюбовались открывшимся видом, и тихо сползли вниз. За эту уловку замки над нами отыграются на следующий день :)

Пока же мы этого не знали, и направились в Майнц - посмотреть на музей Гутенберга и знаменитый собор, где спорили Брунгильда и Крисхильда. Первоначально, конечно же, мы намеревались посетить обе достопримечательности, да и не менее славный Вормс входил в наш маршрут - там находится музей Нибелунгов. Но увы - время не резиновое, и в Майнц мы приехали с опозданием (почти в 18 часов), так что пришлось ограничиться внешним осмотром. В Вормс заезжать уже не было смысла, поэтому мы направились сразу в Мюнхен, где собирались провести ближайшие пару ночей.

В наш мюнхенский отель A&O Hotel мы приехали к 23 часам. Поскольку уже по дороге мечталось о пиве, то сначала мы проехали мимо расположенного в 500 метрах от отеля пивного ресторана Augustiner. Заприметив здание отеля, меня накрыла паранойя вновь нарваться на амстердамское убожище. Паранойю радостно подогревала мысль, что отель и хостел "в одном месте" вряд ли будут сильно различаться. Через 10 минут я с облегчением обозревала номер. Он оказался самым просторным из отелей этой поездки, чистым и простеньким. В ванной опять же обнаружилась ванна и фен, а главное, главное - в номере был балкон. Дело в том, что в Европе пару лет назад был принят закон о некурении в общественных местах, к коим отнесли гостиницы, рестораны и бары. С тех пор найти курящий номер - огромная редкость, а на балконе можно курить, не опасаясь быть подвергнутым остракизму. Кстати, в большинстве номеров сразу пишут во сколько вам обойдется покурить - мы видели цифры от 150 до 800 евро. Подводя итоги, я расскажу конкретно, где в Европе сейчас можно курить безнаказанно, ну а пока вернемся в Мюнхен. В лобби отеля-хостела стояло несколько компьютеров с интернетом (платным, естественно), wi-fi ловился и в номерах, но для оплаты нужно было идти на рецепцию - мы не стали заморачиваться. У отеля также есть крытый паркинг, но на нем не было мест (обычно это удовольствие стоит 10 евро). Поэтому мы встали на парковочные места на улочке за отелем, и бесплатно находились там до 9 утра следующего дня (автомат наотрез отказался принимать деньги, пока не наступит платное время - в других городах автоматы принимают оплату на следующий платный период без проблем). Парковка там стоила 50 центов за полчаса, или 9 евро (если не ошибаюсь) на весь день - с 9 до 18.

Положив вещи, мы рванули в Augustiner. Несмотря на громкое имя, ресторанчик нас разочаровал - как нам сообщил официант, у них всего один сорт пива. Работает заведение только до полуночи, так что мы покинули его буквально через 15 минут, выпив чисто для проформы по кружечке пивка.

День 10 Баварские замки

Отель наш был первым в нашем путешествии, где в небольшую стоимость номера входил еще и завтрак. Так что в этот день меня разбудили словами: "Вставай, мы завтрак проспали!" (справедливости ради отмечу, что завтрак в отеле до 10 часов). Завтрак был вполне сытным стандартным европейским шведским столом (яичница, сосиски, сыр-ветчина-колбаса, чай-кофе-потанцуем). Вариации на эту тему мы пока видели крайне небольшие, так что в дальнейшем не имеет смысла описывать повторно подаваемые на завтрак блюда.

Итак, набравшись сил на завтраке, мы взяли курс на юг - сегодня был день, посвященный Баварским замкам. Наиболее известны три замка: Хоэншвангау, перестроенным в нынешний вид Максимилианом II, Нойшвайнштайн, построенный его сыном Людвигом, и Линдерхоф (кажется, принадлежащий тоже Людвигу).

Недалеко от Мюнхена Надя заметила коричневый указатель (такими обычно указывают достопримечательности) RomanticStrasse и мы свернули с трассы. Красоты начались спустя 10 километров, когда мы уже засомневались в правильности выбора. Нас манили и звали то появляющиеся, то скрывающиеся за лугами горы - лесистые и снежные, далекие и не очень. Путешествие по этой дороге было чуть дольше, чем по трассе, и к кассам замков мы подъехали в 12 часов. Кассы замков Хоэншвангау и Нойшвайнштайна расположены в одном помещении, правда, в разных очередях. Есть и несколько достаточно странных комбинированных билетов, но они продаются в той же кассе, что и билеты в Нойшвайнштайн - с самой длинной очередью. Есть комбинированные билеты на оба замка (что получается на 1 евро дешевле), есть билеты "Королевские замки Людвига", которые не включают Хоэншвангау, но включают Нойшвайнштайн, Линдерхоф и Химкинзее. Мне наиболее интересным показался Mittwochende - билет на 14 дней, включающий почти все замки Баварии - кроме, естественно, Хоэншвангау. В результате мы, не мудрствуя лукаво, взяли отдельные билеты на оба замка.

Сначала мы отправились в Хоэншвангау, который находится сразу над кассами. Чтобы взобраться на его скалу требуется 20 минут. Правда, билеты нам дали на сеанс в 13:15, так что возможно, имеет смысл резервировать заранее удобное время. Мы же таким образом потеряли почти час, дожидаясь своей очереди. Все экскурсии отправляются только с гидом, при этом есть два варианта: либо гид рассказывает на немецком или английском языке, либо многоязычной группе раздают аудиогиды, настроенные на нужный язык (русский везде был), которые гид активирует при входе в каждый зал. В обоих замках мы заметили достаточно много индивидуальных русских туристов, которые приехали на расположенные недалеко горнолыжные курорты и из-за отсутствия снега наслаждались достопримечательностями края.

Хоэншвангау был перестроен Максимилианом II в конце XVIII века, так что там уже присутствуют привычные нам удобства. Символом замка является белый лебедь из легенды о Лоэнгрине, т.к. владельцы замка считали себя наследниками этого древнего рода. В замке есть целые залы с картинами, посвященными легенде, практически вся мебель украшена лебедями. Это же можно сказать и о Саге о Нибелунгах - другие залы украшены полотнами, изображающими сцены этой древней легенды. Интерьер замка достаточно хорошо сохранился, поэтому здесь можно увидеть красивейшие образцы мебели, личных вещей и даже огромный парадный столовый сервиз. Сувенирный магазин поможет приобрести сувениры на память.

Спустившись к кассам, мы передохнули и продолжили свой путь на Нойшвайнштайн. Обычно до замка можно добраться как пешком (40 минут), так и на лошадях или автобусе. Однако из-за снега в этот день автобусы не ходили, что создало огромную очередь к конным экипажам. Быстро прикинув, что одна повозка может взять максимум 10 человек, а очередь уже перевалила за 100, мы поняли, что наша карма - идти пешком. Вот где аукнулся нам тот непокоренный Рейнский замок, заметила Надя, и мы отправились в путь. До замка мы добрались даже быстрее, хотя идти в гору было занятием не самым приятным :) Зато по пути можно было полюбоваться красивыми видами, открывающимися с гор, и небольшим водопадиком.

Нойшвайнштайн был построен сыном Максимилиана II, Людвигом, как замок-сказка. И действительно, если снаружи замок и не производит яркого впечатления, то внутри есть на что посмотреть. Используя последние достижения науки и техники, Людвиг обустроил в замке сказочный грот, зимний сад, оригинально обставил спальню... К сожалению, судьба его была трагически - романтичного юношу дважды пытались признать шизофреником, в результате просто арестовали в этом же замке-сказке, после чего сослали в другой замок, где он погиб "при невыясненных обстоятельствах", утонув во время катания на лодке.

Экскурсия в Нойшвайнштайн начиналась у нас в 15:15 - раньше мы бы просто не успели. Сами экскурсии длятся около 40 минут, так что когда мы вышли из замка, уже начинало смеркаться. Когда же мы спустились в долину, на замки легла ночная тьма, и в них включили подсветку.

Нам очень хотелось полюбоваться и Линдерхофом, хотя бы снаружи, и мы приняли роковое решение заехать и в него. В крайнем случае, думали мы, он ведь тоже будет подсвечен - значит, можно хотя бы посмотреть издалека. Да и крюк, судя по навигатору, получался совсем небольшой - около 10 км. "Тетя" проложила нам быстрейший маршрут, и мы отправились, сделав краткую остановку в близлежащем городке Фюссен, в следующий замок.

Неожиданно в темноте блеснул синий знак Евросоюза и гордая надпись Osterreich. Слегка обалдев, я пристально изучила наш "быстрейший" маршрут - и точно, навигатор, не глядя на границы, проложил нам его через Австрийские Альпы. Вспомнив об австрийских платных дорогах мы заехали на первую же заправку и купили первую за это путешествие виньетку - знак оплаты за дороги. Поскольку австрийские виньетки были минимум на 10 дней (~8 евро), то попросили прокомпостировать сегодняшним числом, хотя эта дорога и не являлась трассой, на которой необходима виньетка. Приклеив первый "орден" на лобовое стекло, мы отправились дальше.

Дорога проходила у подножия альпийских гор, рядом с нами начало мерцать красивейшее - при свете дня - озеро, но высоченные горы даже я могла разглядеть с трудом. Начался снег, затем мелкий дождик, и чем выше мы поднимались, тем больше падала температура. Извилистые горные дороги покрылись тонкой коркой льда, и хотя ехали мы крайне аккуратно - антуражу придавала полная темнота, и наличие скал с одной стороны, и озера - с другой, все равно при торможении чувствовались заносы. Навстречу нам ехала снегоуборочная машина с огромным скребком - по счастью, это было в лесистой части дороги, где по краям были всего-навсего огромные сугробы каменного снега - и при торможении мы в 5 метрах от этого комбайна выехали на встречку. Наде удалось вернуть себе самообладание и управление - машинке, но после этого неприятного момента осторожность повысилась, а скорость еще более снизилась. Самое обидное, что эта же дорога летом оставила бы у нас гораздо более приятные впечатления хотя бы из-за чудесных видов. Фотографии их я адски обработала контрастом, чтобы было видно хоть что-нибудь - иначе вы увидите сплошной черный фон, как на распространенных в Европе открытках "Город N ночью".

Тем временем появились указатели на замок Линдерхоф, и четко следуя им и навигатору мы оказались в небольшой долине, где светились окна одного-единственного строения, более похожего на ресторан, чем на замок. Разочарованию нашему не было предела, но искать замок в потемках было уже совершенно бесполезно.

Уже по нормальной трассе мы вернулись в Мюнхен, где водитель потребовал себе за муки "кружечку пивка". Естественно, отказать в этой просьбе, да еще в Мюнхене, было бы просто бесчеловечно, и мы направились в Хофбройхауз - одну из старейших пивных Мюнхена. Зал на первом этаже нас здорово разочаровал - в огромном помещении стоял такой гул голосов, что закладывало уши. Пройдя за уверенно идущими клиентами, мы пересекли его до конца, поднялись на второй этаж, прошлись по открытой веранде, и снова попали в зал уже на втором этаже, где - о, чудо! - было гораздо тише, играла живая музыка и были свободные столы. Пиво в Хофбройхаузе подают "правильными" литровыми кружками (или, в крайнем случае, пол-литровыми). Колбаски также присутствуют в хорошем ассортименте, так что мы крайне приятно провели там время.

Ну и напоследок - традиционная ночная прогулка по центру Мюнхена. Красивые дома, интересные витрины, собор, черт в переходе - и все это на фоне полной луны.