пятница, 16 октября 2009 г.

Варвары в Версале...))

Начало здесь

Поездка Бельгия-Голландия-Франция. Часть первая. Вводная.

Антверпен-город слонов?))

Брюгге. Погружение в сказку. Часть 1.

Брюгге. Погружение в сказку. Часть 2

В Брюссель.Конными.

В Брюссель.Пешими.

Амстердам. Дети до 16-ти.. Кшшшшшшш))

Амстердам.. А не пойти ли нам..к Ван Гогу?))

Антверпен. Шоппинг, кафедральный собор и Рубенс..

Вечер в Париже

Лион.День 1. Часть 1.

Лион. День 1.Часть 2.

Лион. День 2. Бьеннале танца.

И снова в Париже...Очень хочется кушать..))

Париж. По лабиринтам Лувра..

А вы знаете, что Версаль это город? В общем, так же как  Петергоф?

Я не знала, действительно, даже не догадывалась.  И выйдя со станции  метро на маленькую симпатичную улочку, сплошь заполненную туристами, мы на несколько минут потерялись, но потом отдались на волю толпы и она принесла нас прямо к Версальскому дворцу.

Погода стояла солнечная и сухая, желающих приобщиться к месту, где хаживал когда-то сам Д`Артьян  и все три мушкетера, а равно прелестная Анжелика отбивалась от нескромного Луи XIV,  стояло немеренно.

Итак, знакомьтесь, дамы и господа, Версальский замок:

Резиденция французских королей, прекрасный образец архитектуры эпохи классицизма, одна из самых ярких достопримечательностей Франции.

А ведь еще в конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой, где Людовик III построил когда-то небольшой охотничий  замок.

В 1660 г.  Людовик XIV решил превратить Версальский замок в королевскую резиденцию. А все началось с элементарной зависти:  Королю-Солнце не давал покоя роскошный дворец министра финансов Никола Фуке. В результате противный министр был быстренько арестован,  а сам Луи XIV занялся   созданием своего собственного архитектурного шедевра.  

Это ответственное задание было поручено архитектору Лево, и уже в 1664

г. оба боковых флигеля, окружавших так называемый мраморный двор, открыли свои двери для первых придворных балов. Вслед за этим было возведено главное здание дворца и разбит дворцовый парк, по плану уже знакомого нам по саду

Тюильри архитектора Ленотра.  Работами  по дальнейшему благоустройству дворцового комплекса после смерти Лево заведовал Жюль Мансар. Лицам, выразившим желание строиться по соседству с дворцом, были предоставлены всевозможные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции

возник большой по тем временам  город.

Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI,

вплоть до  октября 1789 г., когда двор  вынужден был переехать в Париж.

18.09.1870 г. Версаль был занят немецкими войсками и стал основным местом военных действий немецкой армии, осаждавшей Париж. 05 октября  туда прибыл король Вильгельм и основал свою штаб-квартиру, тогда как замок превратили в лазарет. 18.01.1871 г. в Зеркальной галерее вышеупомянутый Вильгельм был провозглашен императором германским. 26.02.1871 г., после долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюлем Фавром, здесь были подписаны предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте-на-Майне. Здесь же был подписан Версальский мирный договор в 1919 г., возвративший Франции Эльзас и Лотарингию.

В 1979 году Версальский дворец и парк были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

День нашего визита вежливости в славную резиденцию его высочества совпал еще с одним приемом гостей  - обаятельный Джеф Кунс собственной персоной нагрянул в Версаль вместе со своими творениями дабы блистать.  

Итак, снова знакомьтесь,  Джеф Кунс!

Дж. Кунс родился в Йорке (штат Пенсильвания) в 1955 г.  «Гений современной скульптуры в легком весе», вдохнувший новую жизнь в американскую городскую

скульптуру,  начинал в юношестве с копирования полотен знаменитых художников, которые его отец  продавал в своей лавке. Затем Кунс поступил в  школу при Художественном институте Чикаго, а потом в Мэрилендский художественный колледж.

После колледжа некоторое время будущий скульптур занимался весьма прозаичным и скучным делом  -  работал брокером на Уолл-Стрит. Нужно сказать, продавать он там научился, что весьма заметно по ценам на его работы  на видных мировых аукционах. 

Признание Дж. Кунс  получил в 80-х. На сегодняшней день его работы

выставляются в крупнейших музеях мира, а он сам создал собственную «студию-фабрику» в Нью-Йорке, где работают 103 человека.

Громкую славу Дж. Кунсу принес брак с порно-звездой Чиччолиной, продлившийся 3 года, и подаривший Дж. Кунсу сына и две скульптурных серии «Сделано на небесах», увековечившую занятия любовью с бывшей супругой,  и Celebration, состоящую из огромных скульптур из стали, имитирующих игрушки из воздушных шариков.

Выставку в Версале подарил французам глава аукционного дома Christie's Франсуа Пино, имеющий,  к слову, в своей личной коллекции Кунсовскую «Воздушную собаку».

Ну а теперь о самой выставке. В этом году, в Риме, я встретила женщину, которая побывала в Версале одновременно с нами.  Как она плевалась!))  Подобным образом отреагировала и часть французской общественности:  пишут, что в один из дней сего мероприятия национальный  союз писателей Франции провел целую  акции протеста!

Ну что сказать.  О вкусах, как говорится, не спорят, вот я и не буду. Для меня эта выставка оказалась необычайным открытием, за что я Джефу Кунсу благодарна бесконечно. 

Такого заряда жизненной энергии, света и легкости я очень давно не получала, в чем убеждаюсь каждый раз, пересматривая фотографии.

Версальский дворец, безусловно, потрясающе  красив, но в тоже время он просто  беспощадно пафосен. Сложная лепнина, многоэлементный декор, огромное количество замечательных картин, бархат и золото, золото, золото.. И везде, в каждом зале, в каждой комнатке тень Короля-Солонца, слухи о скромности которого доходят до нас через века. В общем, мне это не понравилось настолько, насколько понравился Мон Плезир в Петергофе. Может быть, сказался огромный багаж впечатлений, накопившийся на тот момент, и не хватило свежести восприятия. Справедливости ради отмечу, Ольга, например, при осмотре заметила, что было бы очень здорово там жить. Я бы в таких условиях просто тихо сошла с ума, причем достаточно быстро.

Так или иначе, для меня скандальная выставка пришлась как нельзя кстати, я получила несказанное удовольствие, чего и вам желаю.

Итак, так как за разговорами  очередь за билетами мы с вами уже отстояли и благополучно последние приобрели,  идем гулять.  

Перед входом в Большой королевский дворец  мы наткнулись на первое Кунсовское творение Balloon Flower 3, входящий в ту самую серию Celebration -  серию эпизодов из детства. Замерли, улыбнулись . и двинулись дальше.

Полностью обойти дворец за день - дело серьезное и требующее немало  физических и моральных сил, на это мы признали себя неспособными априори и двинулись за туристическим потоком прямиком в Большие королевские покои.

Последние включают в себя  Большие покои короля (Салон Геркулеса, Салон Изобилия Салон Венеры, Салон Дианы, Салон Марса, Салон Меркурия, Салон Аполлона); Галерею зеркал и ее салоны (Салон Войны, Галерея Зеркал, Салон Мира); Большие покои королевы (Спальня королевы, Дворянский салон, Салон Большого столового прибора и Зал Караула) и Зал коронования.

В подробностях писать о каждом салоне я не буду, ибо  тогда мы уснем все вместе ранее, чем я допишу, а остановлюсь лишь на более примечательных фрагментах, базируясь на своих фотографиях и вехах Кунсовской выставки.

Итак, Большие покои короля изначально должны были служить парадными апартаментами, а потому украсили их с неимоверной роскошью по лучшим образцам итальянских дворцов. (Ох уж эти итальянцы, и тут они преуспели)).  Главный придворный художник Шарль Лебрен лично выполнил чертежи для потолков, панелей из ценного мрамора, мебели и даже. для замков! Чертеж для замка мне лично  представить достаточно сложно,  посему  я, судя по всему,  и не придворный художник.

Однако, Луи XIV скоренько  привык  выполнять свои основные «королевские

обязанности»  во внутренних апартаментах, и Большие покои  стали местом прохода и приемов. Днем они были открыты для иностранцев и французов, которые приходили туда в надежде увидеть короля вживую или, хотя бы,  полюбоваться  самыми красивыми полотнами королевских коллекций.  Но три вечера в неделю, начиная с Праздника всех святых и заканчивая Пасхой, вся эта демократия прекращалась и покои отдавались Двору на растерзание. 

Придворные пили, гуляли и шалили, что интересно, с 7 до 10 вечера.

Клубная жизнь в те времена заканчивалась рано)).

Первый салон  Больших покоев, в который мы попали - был салон Геркулеса. Кстати, еще  при жизни Короля-Солнце, это салон считался не первым, а последним. С чем связаны такие перемены в порядке подсчета салонов, мне не совсем ясно.

В центре салона нас ждала «Воздушная собака», прекрасно гармонирующая  расцветочкой со стенами салона и фотографирубющим ее на тот момент неким мужчиной))).  Кстати, эта самая псина недавно стала еще и звездой большого экрана. «Ночь в музее-2» смотрели?  Я,    да,  только ради нее, своей старой знакомой)).

Из салона Геркулеса мы отправились  в Салон Изобилия. В бытность Версаля действующим королевским дворцом Салон по функциям своим вполне соответствовал названию: здесь накрывались банкетные столы  и  лимонад, вино и прочие прохладительные напитки лились рекой. Еще задняя дверь  помещения  вела в комнату Диковинок Короля-Солнца, где хранились всяческие занимательные. и  замечательные вещицы, которые король любил демонстрировать своим почетным  гостям.

Скульптура Кунса, подобранная для этого салона, оказалась весьма символичной и вполне с изобилием ассоциирующейся -  это был «Кролик» из нержавеющей стали, маленький, но брутальный (насколько брутальным, конечно, может быть кролик).

Следующий салон - салон Венеры мы минули без последствий, а вот в Салоне Дианы подзадержались. Это помещение служило  вестибюлем и бильярдной. Что интересно, здесь для дам отводилось специальное возвышение, но не для того, чтобы ими удобно было восхищаться, а для того, чтобы они могли восторженно аплодировать каждой удачной подаче Короля. Потрясающая возможность, не правда ли?)))   За это салон получил второе свое название - зал аплодисментов.

 Остается  только добавить, что, как известно, Диана была богиней-охотницей, а Король-Солнце охоту очень уважал. В следствие чего, в элементах декора салона встречаются немало охотничьих сцен, прозрачно намекая на общее божественно-королевское хобби.

Кунс здесь тоже порадовал царственно-животной тематикой. С его легкой подачи в салоне в этот день  правил бал совсем другой король   - Майкл Джексон   с его любимой обезьянкой Баблз (Michael Jackson and Bubbles). Эта позолоченная  статуя короля поп-музыки в натуральную величину, блаженно возлежащего в обнимку со своим любимым домашним питомцем.

Кроме того, здесь же имела места некая рождественская композиция, на которой милые ангелочки вели куда-то дородную свинку. Информации об этом шедевре, равно как и о последующей судьбе свинки в сети я не нашла.

Следующим на нашем пути оказался Салон Марса (чуть было не напечатала Маркса, аж сама напугалась). Изначально, в этом помещении предполагалось разместить Зал караула парадных апартаментов, однако,  затем здесь

обосновалась элементарная дискотека, т.е.  бальная. От Бога войны остался только соответствующий интерьер на тот момент, судя по всему, воинственного, а насегодня просто гламурного розового цвета.

На день нашего посещения самым воинственным  персонажем салона оказался Пластиковый «Лобстер» все того же Дж. Кунса. Этот суровый парень, в смысле лобстер, задумчиво  висел под потолком, наряду с хрустальными люстрами, и поглядывал по сторонам.

а это из сети, дабы лобстера разглядеть подетальнее

Кроме того, Кунс установил в Салоне Марса Бюст самого Луи XIV из какого-то ультрасовременного материала. Выглядело это впечатляюще.

Салон Меркурия и  Салон Аполлона  мы миновали без особых культурных

последствий, а вернее без фото  оттуда. Салон Меркурия  был когда-то  Парадной спальней короля (бывает и такое), однако вскоре королевскую кровать вытеснили все те же пресловутые игровые столы. Салон Аполлона же примечателен тем, что посвящался он Богу Солнца, Искусств и Мира, с которым, ну, конечно же, совершенно случайно  ассоциировал себя Король-Солнце.

Итак,  друзья мои, с Большими покоями короля мы закончили, а теперь отправляемся в знаменитую Галерею зеркал с ее салонами. 

Входу в саму галерею  предшествует салон Войны, посвященный французским военным победам, одержанным, естественно,  благодаря  неоднократно упомянутому выше Людовику  XIV.

Стену, смежную с салоном Аполлона,  занимает отделанный под мрамор овальный барельеф, представляющий Луи XIV на коне, растаптывающим

неприятеля. Этот шедевр Куазевокса увенчан двумя фигурами Славы (Славы, кстати, разнополые), а два скованных пленника поддерживают его снизу. Их величество грозен и торжественен, в отличии от мирно беседующих «Медведя и Полицейского», заглянувших в этот салон на огонек.

Симпатяги, правда?!)))

Но нам уже некогда, нас ждет Большая  зеркальная галерея.  Это чудо  занимает всю садовую часть среднего флигеля и представляет собой поистине уникальное зрелище. Целых 73 метра дифирамбов  политическому, экономическому и артистическому  успехам Франции, записанных в стекле и мраморе.

Успехам в политике посвящены украшающие свод тридцать композиций Шарля Лебрена и художников его мастерской, иллюстрирующих славную историю Луи XIV в течении первых 18 лет его правления.

Успехам в экономике - 357 зеркал, заполнивших  17 арок, расположенных прямо напротив окон и свидетельствующих о том, что французские стеклодувные мануфактуры способны лишить Венецию монополии на производство зеркал. Успехам артистическим - пилястры из мрамора Ранса, покрытые капителями из позолоченной бронзы. (В последнем предложении я сама, честно говоря, сразу поняла немного,  потому особо любознательным про пилястры и капители можно посмотреть ссылку в конце  поста).

Справедливости ради, отмечу, что мое внимание привлекли в первую очередь зеркала, потому порадоваться остальным успехам Франции в полной мере мне не удалось.

Зато я вновь порадовалась успеху Дж. Кунса, увидев в конце зеркального коррида его луну, а в другом, счастливчика - Розовую пантеру, прижимающегося к какой-то симпатичной барышне с вызывающим бюстом. В огромном светлом помещении с визуально таящими стенами, в блеске хрусталя и солнечного света,  все это ребячество смотрелось  просто

запредельно.

а вот с другого ракурса, но уже из сети

Салон мира промелькнул незамеченным, и мы оказались в Больших покоях королевы. В королевской спальне нас встретила очередная кровать с балдахином и страусовыми перьями. Достойного фото кровати не сохранилась, но она, безусловно, была хороша, правда вид страусовых перьев вызвал острое желание чихнуть)).

Следующие шедевры интерьерного дизайна  рука об руку с шедеврами современной скульптуры  нас ждали в Дворянском салоне и, если мне не

изменяет память, а вернее внимательность при сличении моих фото и фото из книги в  Салоне Большого столового прибора.

В Дворянском салоне некогда первая леди (а в нашем случае все же мадам) государства точила лясы с придворными дамами, сидя под балдахином. В этот день в салон заехал некий поезд, конечных пункт назначения и цели прибытия которого до настоящего момента не выяснены.

Думаю, относительно функция Салона Большого столового прибора вы уже догадались по названию. Королевская семья тут кушала, а придворные стояли и торжественно смотрели им в рот. Особо отличившимся предлагали табуретку с царского плеча, а вернее из под  царской задницы, а еще

вернее, с королевского разрешения. Говаривали, что Король-Солнце весьма уважал такую форму приема пиши (я всегда подозревала, что некоторое жлобство ему все-таки было присуще, да простят меня французы).

В день нашего посещения в салоне накрытого стола мы, к сожалению не застали, зато встретились с бандой неопознанных пылесосов и толпой черепах («Chainlink fence»).

фото черепах у меня вышло столь отвратительно, что я решила обойтись только сетевым вариантом.

Пылесосы я возлюбила сразу и по особенному, и в этом оказалась не одинока. Рядом стоящий итальянский дядечка радовался на них аки дитя.

Мы распрощались с пылесосами и вышли в Зал коронования, где мое внимание сразу привлекла совершенно замечательная колонна из бронзы и фарфора, которую, как потом оказалось,  сделали по заказ Наполеона I в память о битве при Аустерлице.

Само помещение зала, не смотря на очень говорящее название, использовалось для весьма разнообразных целей, как то заседания Парламента, омовение ног в Великий четверг, а равно празднование свадеб.

Именно здесь, мы поняли неожиданно, как устали, и что пора уже на волю

При выходе в парковую часть Версаля мы наткнулись на завершающий для нас аккорд Кунсовской выставки.

Одна из самых знаменитых в мире валентинок  - композиция

 "Висящее сердце" (Hanging Heart), некогда проданная на аукционе за 23,6 млн. долларов., встретила нас над    Лестницей королевы.

Обещанные пояснения:

* Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают

прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены).

* Капитель (лат. caput «голова») - венчающая часть колонны или пилястра. Используется во многих архитектурных стилях, начиная с античности. Верхняя часть капители выступает с каждой стороны колонны с тем, чтобы обеспечить переход к абаке, которая обычно имеет квадратную форму.

Источники:

http://www.rian.ru/photolents/20080923/151493282.html

http://www.nrs.com/news/art/usa/070908_170723_80530.html

http://www.francecarstour.fr/vers.php

http://www.infosad.ru/Firms/6583.aspx

Посетить Версаль., Совместная публикация издательства Артлис

и издательства Версальского замка., 2005 г.

Путеводитель Париж. Ле Пти Фюте. Издание 8., изд-во Авангард. 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий