пятница, 28 августа 2009 г.

Сны разума исправно рождали чудовищ

Вы знаете Дали? Конечно, вы знаете эти пустынные пейзажи с пронзительно-голубым небом, эти оплывшие часы и вечные фаллические символы то тут, то там. Если вы жаждите этого яркого, откровенного, вспарывающего вашего сознания Дали, не ходите на выставку Дали и Гойя - "Сны разума". 160 картин. Но правильнее сказать 80, просто парных.

"Выставка "Сны разума", показанная в 2005 году в Москве, в залах Российской академии художеств, была признана лучшим выставочным проектом года. Все работы, представленные на выставке, сопровождаются комментариями. В экспозиционных залах звучит музыка, специально написанная к проекту "Сны разума" композитором Романом Рязанцевым." (с) отсюда

Погрузить сон в разум

Музыка и правда создана специально и подходит великолепно.

Монохромные, а по сутип росто серые офорты Гойя.

рядом раскрашенная и дорисованная версия Дали.

- Ух ты, а я и не знал, что Дали нормальное рисовал. Это они одинаковые Картины делает.

Спутник ловит мой недовольно-уничижающий взгляд и отходит.

- А, это Дали над ним так поиздевался.

Еще один недовольно-раздраженный взгляд.

Но, знаете. На десятой паре "картин" во мне тоже просыпается такая мысль. А может, правда, Дали просто поиздивался над Гойя, дорисовал повсюду вагин и фаллосов, заставил половину героев мочится или блевать на оставшихся...

Нет, наверное, все же, нет.

Офорт Гойя "До самой смерти" превратившийся в руках Дали в "Приди, приди..."

И единственный вменяемый комментарий, мол у Гойя это старуха, к которой придут подруги на ее день рождения(или еще за чем-то, разве это важно?) и она должна выглядеть прекрасно. А у Дали она ждет своего "единственного", но он может прийти только тенью. Ее мы видим в левом верхнем углу.

Порой без комментариев было не разобраться. но комментатора хотелось порвать в клочки. В основном К. Руперта, чьи высказывания были приписаны к каждой "Каррикатуре" Дали. Как напыщенно он запихивал в тебе свои собственные видения и размышления, выдавая их за истину в последней инстанции.

Рядом с центральной в цикле гравюрой "Сон разума рождает чудовищ" висела, почти не измененная, только раскрашенная "Сон благоразумия рождает чудовище" и ниже слова критика: бла-бла-бла это единственный лист, название которого не изменено бла-бла-бла. Название не изменено!

И это центральная картина цикла "Капричос" и цикла-ответа Дали. Центральная.

Родить чудовище

А хотите правды?

Мне просто стало дурно.

Дурно от правды и грязи актуальной до сих пор в офортах Гойя и еще более актуальной в "карикатурах" Дали. дурно от постоянных вагин и фаллических символов, от похоти и грязи, сквозящих в линиях. И я ведь, не ханжа, совсем не ханжа. Дурно от музыки, которая хорошо, слишком хорошо поддерживает настроение и содержание гравюр. От разглагольствующих в подписях критиков, которые сыпят терминами из творчества Дали и говорят "а вот тут", "а вот тут" и упорно называют откровенно мужские силуэты старухами. И от людей, степенно, как положено ходить по музею, ходящих от картины к картине. Заинтересованные дамы средних лет, некоторые похотливо-любопытные, некоторые брезгливо кривящиеся, но тут же возвращающие себе лицо знатока, пришедшего приобщаться к прекрасному. Девицы в минимальном количестве одежды, пестрящие стразами, голыми ляжками и обилием помады на губах, не знающих в какую гримасу лучше сложиться. И все ходят степенно, все приобщаются. Все смотрят на грязь, мерзость и похоть, льющуюся с картин, бьющую в глаза.

Я не ханжа.

Я очень терпима к мерзким вещам.

Я хорошо умею абстрагироваться.

Мне стало дурно, я стала придираться к мелочам и записывать всякие неточности в блокнот.

Сходите. Очень отрезвляет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий